На предыдущую страницу

День десятый.
10 августа 1999.
Пания - Большой Каньон - Ай-Петри.

Есть традиции, которых забывать нельзя. К оным мы относим и макароны с сыром, которые обязательно должны быть приготовлены и съедены с удовольствием ранним утром около источника Пания. И было так.

В прошлом году нам не очень получилось омолодиться - дождик пошел, а памятуя сколько желающих "помочиться" скапливается у Ванны часам к 10 утра, мы быстренько свернулись и двинулись вглубь каньона. Это очень интересно - шагать по пересушенным камешкам и вспоминать, что вот этот дохленький островок мха среди камней был полуметровым куполом воды, вот из этой махонькой, всего 3-метровой тенистой лощинки бил поток, который мы _очень_ медленно и осторожно переходили вброд, не говоря уже о гладко-зализанном водой ложе Каньона, которое вот так, запросто, через 2 часа дождя там, где-то на яйле, может скрыться под бушующим от стены до стены ревущим потоком.

Для меня Большой Каньон начинается именно у Ванны Молодости. Не в смысле геометрии, а в смысле перехода с горизонтального шлепанья по руслу к ползанью по вертикали. Именно когда я поднимаюсь по стеночке, балансируя под внезапно тяжелеющим рюкзаком, обходя Ванну слева, по верху, и спускаюсь опять в русло я всегда думаю о том, что вот я и опять вошел в Каньон... Именно от этого места для меня начинается одновременно "Зона" Стругацких и "Лабиринт" Желязны, где остался еще один шаг, маленький шаг и ... есть уже только путь вперед... Со средней скоростью 0.5 километра в час...

В этом году Каньон был близок к идеальному, за исключением небольшого вливания порции адреналина, когда Костик поскользнулся, сверзился с уступа и плюхнулся на рюкзак. После чего секунд 30 тихонько так лежал, прислушиваясь, не сломалось ли где-чего... И мы стояли, соображая и ожидая желанного "все нормально"...

А вот уже и родничок слева. В описаниях это сухо называется "последний источник питьевой воды". Он наверное потому и такой красивый, что последний. Островок самого красивого мха, всех, какие только можно себе вообразить оттенков зеленого ( только 32-битному цвету под силу передать те "зеленые") унизанный сияющими как алмазы на солнце махонькими капельками воды. Самый красивый, самый журчащий и самый прохладный. И невозможно напиться этой водой. Ну понимаешь внутри, что нельзя много пить - впереди еще есть потопать и не можешь оторваться... Пока не почувствуешь себя полным под горлышко десятилитровым бутылем.

Небольшй град камешков, весело так побарабанивших по рюкзаку Артура, успевшего вовремя отвернуться... - Мы уже у "Первого Стража" - 3 метрового гладкого уступа, правда в этом году его малость "развели" - навалили внизу добрые полметра камней, поэтому перебираться было одно удовольствие - забросили Артура первым, а потом, покидав ему рюкзаки через минуту все были наверху. Еще 300 метров и мы стоим в одном из самых красивых мест в Каньоне - монолитные огромные стены уходят вверх, в бесконечность. 3 метра горизонтального дна, покрытого тонким, прямо декоративным гравием. И четкие отметки уровня воды по весне - где-то 1.5 метра...

Переступаем через пару-тройку заклиненных в скалах бревен - они загнаны в скалы плотно, как пробки в бутылки. И очень похожи на ступени лестницы - выше по течению за каждым - ровная намытая гравийная дорожка. Стены впереди сдвигаются, кажется что еще чуть-чуть и можно будет возвращаться. Но вот еще один поворот пройден, ровненькое под ногами превращается в хаос, как под Демерджи, с той разницей что этот хаос весь качается - непонятно, куда бы ногу поставить. И вместо того, чтобы тащиться от Каньона идешь, упершись взглядом в землю, в поисках куда бы наступить побезопаснее.

А еще мы имели удовольствие лицезреть материализацию местного духа Ку-Клунс-Клана - Слава умело порвал пленку в фотоаппарате...

Минут 15-20 ходьбы и Каньон мрачнеет, холодает и отсыревает прямо на глазах.И я опять уже поздно вспоминаю, что пленка 200 лежит на дне рюкзака, а выковыривать ее оттуда уже совершенно не хочется. И не можется - думать об этом некогда. Особенно когда останавливаешься отдышаться и видишь рядом, в полуметре от ноги россыпь осколков от камешка этак килограмм на 10... Мы вообще стараемся в Каньоне не стоять на месте. Не говоря уже о сидеть. Хотя если вспомнить старую школьную загадку - как сильнее намокаешь, когда стоишь под дождем, или когда бежишь, то должно вроде стать все равно.

Приходится снимать на соточку... Ее явно не хватает - слишком велики контрасты - почти черные тени, в которых и глаз-то не различает деталей, а в 50 сантиметрах немыслимо яркие солнечные блики играют на желто-сером монолите. Может какой-нибудь особоразумный никон-кэнон и сообразил бы что к чему, а в "Зените" светодиоды как светомузыка перемигиваются - мало - много - норма - много - мало - норма...

- Это не солнце прячется. Это у меня руки после очередного карабканья дрожат. А мне еще надо снять, как ребята как тараканы, только в отличии от них изредка переговариваясь, потихоньку по стеночке ползут... Смотришь на них и думаешь - " блин, неужели я только что оттуда с рюкзаком спустился?"... Посидеть никто даже не пытается - мы все уже изрядно мокрые, а вокруг достаточно холодно - камешки холоднющие, особенно не рассидишься.

Каким был Каньон? Да каким и должен быть - тихим, величественным и неощущаемо огромным. Ну может он был разве что малость скользковат, но к этому мы давно привыкли и малость вредноват - заставил нас все-таки прогуляться пару раз босиком по гнилой холодной водичке. Вот где было скользко, так скользко - камни покрыты тонким, как пергамент слоем бурых водорослей, причем почему-то избирательно. Один камень вроде ничего так себе, шершавенький. А точно такой же бурый сосед как маслом смазанный - наступаешь легонечко и... поехал на глубину. Ну глубина не глубина, а шорты опять мокрые... Вместе с репутацией...

А вот Вероничка, пулей вскарабкавшаяся по стенке на четвереньках a'la отец Федор застряла с приблизительно таким же результатом - "снимите меня, я отдам колбасу" и потихоньку, уже "на всем" сползает вниз, поддерживаемая со всех доступных сторон Славой. А мы толпимся внизу и тащимся оттого, что можно хоть пару минут спокойно постоять на месте, озираясь по сторонам, даже забываем о рюкзаках на спинах.

Стенки незаметно становятся пониже, разбегаются, опять становится сухо и гораздо теплее. Проходим Иохаган-Су - правый приток уже безводной Аузун-Узени, по пересохшему дну которой мы уже третий час карабкаемся . Никогда еще мы не видели тут ни капли воды. Так, крутая промоина на стене Каньона... Как-то неугомонный Слава поднялся по Иохаган-Су вверх - в тот год мы обнаружили в его русле ствол метров на 10. Артур, наслушавшись, тоже попытался подняться - не получилось. Но до места, где он надолго задумался над вопросом "Если вверх то куда, а если вниз то как?" - он добрался.

Пробежал еще один часок, за который Каньон нам напоследок успел приподнести сюрприз - заполненную гнилой водой и старыми полусгнившими листьяии промоину метров 10 длиной, 6 шириной и добрых 2 глубиной. В добавок зажатую между каменных стен. Это было место, где мы немного задумались. Я его не помнил. Точнее по стенке этой никогда раньше не лазил - мы с Поповым всегда вброд переходили. Там было обычно воды до середины бедер. Слава всегда тут лазил по стенкам, как горный козел. И причем это "как" тут лишнее... Вот где нам наконец пригодился всю дорогу цеплявшийся за корни, ветки и камни реп-шнур, болтавшийся у меня на рюкзаке. Можно было бы, конечно без него, если без рюкзака ...

Последние полчасика, когда уже все возможные неприятности почти позади и уже можно вздохнуть спокойно, у меня всегда навевают несколько мрачноватые воспоминания о том далеком годе, когда я вот где-то здесь, непрерывно спотыкаясь о камни в неровном свете сдыхающего фонарика, чуть не за руку выводил из каньона Сережку Попова, который после операции у Федорова вечером почти ничего не видел... И о позапрошлом году тоже, когда тоже где-то здесь, по дико скользким камням полз одинокий Слава Греча, изредка нам покрикивая, а мы продирались метрах в 50 вверху по узенькому лесочку вдоль стенки и мечтали только о том, чтобы этот лесочек вывел нас в Куру-узеньскую котловину...

Тропинка, вьющаяся между деревьями, сначала по правому берегу вновь появившегося дохленького ручейка, потом убегающая в низкий подлесок на левом берегу, где так любил раньше валяться с травинкой в зубах и лопать свежесваренный супчик Попов (когда же я уже наконец смогу старые наши слайды сосканировать...), ручеек уже опять выныривает из-за деревьев, и, наконец, первый бело-сине-белый знак маршрута Соколиное - Бойка - Ай-Петри - Ялта.

Я опять вспоминаю точно такой же знак на камне, там, позади, наверху, на тропинке, на которую мы выползли уже никакие, все в синяках, грязные, мокрые, с ободранными коленками и думали только о том, чтобы Слава тоже выбрался благополучно, и увидели точно такой же вожделенный знак на камне...

Куру-Узеньская котловина. Самое любимое место отдохновения всех, выбравшихся из- и бредущих в- Большой Каньон. Самая красивая, желанная и любимая котловина в Крыму. Тут отдыхается. За пару часов в ней получается удивительно глубоко расслабиться, подышать удивительно чистым воздухом, именно Куру-Узеньским, которого нигде больше в Крыму нет, погулять по красивым полянкам, тропкам, отмочить натруженные ножки в ручейке, спокойно умыться, напиться и потащиться, валяясь на ласковом солнышке. В общем полностью отойти от Большого Каньона. Но эти удовольствия были нам недоступны - нас гнало вперед завтрашнее затмение...

Поэтому мы слегка замедлившись прошлись по лужайке, все так же заросшей крапивой, все так же благоухающей тысячей запахов трав, цветов, земли, леса, и всё так же сверкающей каплями росы по утрам, ушли в лес, что бы через еще один бесконечный километр плюхнуться наконец-то на землю у никогда не пересыхающего родника с бесподобным огромным ковром зеленого мха слева, там, где начинается тропа, убегающая круто вверх, прямо на Ай-Петринскую яйлу.

Подъем этот препротивнейший, очень похожий на ишачку, по которой мы ползли на Чатырдаг, только одна разница - ничего красивого вокруг не видать, все время по лесу. Так же нудно, долго, бесконечно, постоянно в гору, и каждые 200 метров кажется, что вот уже конец подъему, а склоны там, заразы, округлые, как по шару идешь - вроде уже давно небо впереди, а все в гору, в гору, в гору... И так 2 часа. И лес вокруг не особенно радует, какой-то невзрачный до безобразия - деревья есть в основном трех видов - тоненькие, сдыхающие и дохленькие. Это не заколдованный "Лес От Джурлы До Джур-Джура" и не богатырский "Лес От Ресторана До Пании", так, посадка - посадкой. Конечно, изредка "старожилы" встречаются, но здоровье у них явно уже не то...

А сколько нежелания идти дальше...Но вот уже два часа позади, мы отвалялись третью и последнюю петнадцатиминутку отдыха на первой-из-трех-полянок-до-появления-лжеобсерватории-на-Яйле, и зашагали по нескошенной благоухающей траве, по едва заметной тропке-сокращенке, мимо карстовой воронки, заросшей ежевикой и малиной, оставляя справа белые купола локаторов (ой, извините, оговорился, телескопов, ну конечно телескопов ;-) прямо на скалу Шишко, к заветному приюту.

А вокруг уже дул Ай-Петринский перманентно-холодный ветер, и берёзки с сосенками все так же склонялись верхушками на юг, известняковые монолиты там и тут разрывали тонкий эпидермис травы и солнышко уже закатывалось за "обсерваторию" - становилось одним из куполов, только не молочно-белым, а золотисто-оранжевым, сияющим расплавленным металлом.

Чуть блестящая битумная лента дороги стелилась по земле, черным ковром разворачивалась под нашими усталыми ногами, упругими волнами распластываясь в зеленой чаше безлюдной, огромной, чуть холмистой равнины, ужасно похожей на нашу родную северную Молдову, казалось, что мы вдруг внезапно вернулись домой. И эта дорога за спиной уже была бесконечно длинной и безнадежно пройденной, она извивалась на запад и скрывалась за цепью невысоких холмов.

Мы торопились, потому что в этом году у нас была вполне конкретная цель - пожить 2 дня как белые люди в солидном приюте при КСС - там обычно пустых мест немного, особенно к вечеру, это вам не деревянный зеленый сарайчик с гордым названием "Лыжная база Ай-Петри"... КСС-ный кемпинг, конечно, удовольствие для дикого туриста дороговатое - рыночная экономика, что поделаешь. Единственный 3 местный номер оказался по 10 грн/чел, а единственный 5-местный (и то в совокупности с бурчанием хозяйки) по 7.

Пока командир - Попов медленно и постепенно делал рекогносцировку, в смысле переодевался, гордо оглядываясь по сторонам, мы с Инной дрожа на ветру судорожно напялили на себя спортивные костюмы и ветровки и поскакали увидеть море, только на 30 секунд задержавшись - именно столько нам времени потребовалось, чтобы купить пару ледяного пива Славутич. Это еще одна давняя традиция - увидеть море, поднявшись на Ай-Петринскую яйлу по Большому Каньону. Для меня во всяком случае это - одно из самых приятных мгновений похода, увидеть Черное море со смотровой площадки на скале Шишко. Такое далекое и зовущее. Красивое и недоступное. Любоваться им теплым, ласковым, сияющим на горизонте последними солнечными зайчиками, кутаясь в ветровку, напялив на уши шерстяную лыжную шапочку... И немного завидуя тем, кто сейчас там еще валяется на пляжах, пргуливается по набережным, сидит в кафешках с любимыми...

И в то же время получать непередаваемое удовольствие от того, что ты сейчас именно здесь, наверху, и смотришь на все эту красоту, и чувствуешь себя свободным и счастливым. И ты сможешь завтра так же как и они валяться на пляже, гулять по набережным и болтать в кафешке с любимой. Если, конечно, захочешь. А они никогда не полезут в Большой Каньон. И даже если они сподобятся сюда приехать на машине, чтобы посниматься на площадке с видом на Ялту, то все равно никогда им не понять и не почувствовать все то, что чувствуешь, когда только-только увидишь это море, а перед внутренним взором еще стоят немыслимо величественные каменные стены, огромные глыбы нависающие над тропой и узкая, увитая островками зелени щель в каменной стене - твой путь вперед. И все, что хотелось бы им пожелать - Wish You were here...

А еще, что было, ой... Ну да, ну извращенцы. Ну не по туристически. Ну зажрались. Но очень захотелось. Мы смотрели на море и лопали... шашлык. Раскаленный, только что снятый с огня, зажаренный специально для нас... И запивали Кагором... Да, вы скажете, что Кагором шашлык не запивают. Тем более после пива. Я знаю. НО - захотелось. И это было прекрасно, даже не оглядываясь на то, что шашлык стоил 7 грн/300г а кагор 4грн/стакан. Потом еще был праздничный ужин, долгая прогулка под звездами, сияющая огнями Ялта, горячий душ, теплая постель, белые простыни, настоящие подушки с наволочками и... Но это уже совсем другая история.

День одиннадцатый. Ай-Петри, ДЕНЬ затмения.